Тайна затонувшего парома: как Россия использует Эстонию для шпионских операций в Балтийском море

В районе затонувшего в Балтийском море парома «Эстония» Россия, по мнению некоторых источников из службы безопасности НАТО, могла организовать секретный полигон для проведения подводных операций с целью мониторинга военно-морских действий НАТО. Об этом информируют немецкие издания WDR, NDR и Süddeutsche Zeitung. Паром «Эстония» потерпел крушение в сентябре 1994 года во время шторма на маршруте из Таллина в Стокгольм, в результате чего погибли 852 человека, и до сих пор часть их тел находится на глубине 80 метров в 35 километрах от финского острова Утё. После трагедии власти Финляндии, Эстонии и Германии ограничили доступ к месту крушения.

Вероятно, именно это ограничение позволило российским спецслужбам установить на дне подводные устройства, которые управляют беспилотными аппаратами и подводными роботами, а также могут собирать акустические сигнатуры военных кораблей и подводных лодок НАТО. Эти сигнатуры помогают распознавать суда по характерным звуковым признакам их двигателей и винтов, как указывает расследование. Западные разведывательные службы предполагают, что за подобные операции отвечает Главное управление глубоководных исследований (ГУГИ) России — секретное подразделение, подчиняющееся напрямую Министерству обороны и занимающееся подводным шпионажем и разведкой.

ГУГИ, в частности, управляет флотом специализированных судов, мини-субмарин и подводных дронов, включая судно «Янтарь», которое НАТО считает одним из основных разведывательных кораблей России. ВМС стран альянса не раз замечали «Янтарь» вблизи подводных кабелей и важных объектов инфраструктуры в Северном и Балтийском морях, отмечается в расследовании.

С 2021 по 2024 годы Финляндия временно разрешила доступ к некоторым участкам охранной зоны для проведения нового расследования причин катастрофы. В этот период, по данным расследования, страны НАТО обнаружили увеличение активности российского подводного флота в этом районе. Также сообщалось о нахождении неопознанных подводных датчиков, предположительно российского производства, странами Литва, Латвия, Великобритания и Ирландия.

В материалах расследования говорится, что российские компании на протяжении многих лет приобретали современные западные технологии для подводного наблюдения через сеть посредников, в том числе фирм, зарегистрированных на Кипре. Оценочная стоимость этих сделок составляет около 50 миллионов долларов.